Человек и мир (III класс)

Задания по формированию функциональной грамотности учащихся на учебном

Содержательная область оценки: глобальные компетенции.

Компетентностная область оценки: умение работать с информацией, оценивать действия и их последствия.

Уровень: средний.

Формат ответа: задание с извлечением информации из текста.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Очковый медведь - единственный представитель семейства медвежьих в

Южной Америке. Ареал его обитания (территория обитания) включает запад

Венесуэлы, Эквадор, Перу, запад Боливии.

Это медведь средней величины. Длина его тела 150—180 см, хвоста — 7—10 см, высота в плечах 75—80 см; весит от 70 (самки) до 140 (самцы) кг. Живёт до 21 года. У него лохматая шерсть, чёрная или с буроватым оттенком, но с большими белыми отметинами вокруг глаз и на груди. Эти отметины изменчивы по форме, а у некоторых особей отсутствуют.

ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу сведениями о медведях, которые вы узнали из текста.

Максимальная длина тела медведя

 

см

Максимальная длина хвоста медведя

 

см

Максимальная масса медведя

 

см

Максимальный возраст медведя

 

лет (год)

Человек вторгся в среду обитания очкового медведя. Вырубая леса и

расширяя посевные площади, он до неузнаваемости изменил эту среду. Местные жители не любят очкового медведя за то, что он разоряет поля, и иногда охотится на домашних животных. Были случаи, когда некоторые медведи начинали убивать по корове каждый день, пока они сами не были убиты. Фермеры также рассматривают медведей как угрозу их кукурузным полям. Они обрабатывают поля специальными ядами, чтобы удерживать медведей подальше от них. Но иногда целые семейства медведей уничтожается этими ядами.

Очковые медведи сильно страдают от ценности своего меха, мяса и жира. Так, к примеру, жир очковых медведей используется в медицине для лечения таких заболеваний как артрит и ревматизм. Ценность представляет также и желчный пузырь животного, популярный в азиатской медицине.

ЗАДАНИЕ 2. Выпишите, как деятельность человека влияет на сокращение численности животных.

1._________________________________________________________________ _________________________________________________________________

2._________________________________________________________________ __________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Численность очкового медведя низкая, до 2000-2400 особей. Он занесён в Красную книгу как исчезающий вид животных.

ЗАДАНИЕ 3. Какая причина заставила человека занести очкового медведя в Международную Красную книгу?

Выберите все верные утверждения. Поставьте «√» около каждого выбранного ответа.

А) Низкая численность популяции.

Б) Истребление местным населением.

В) Человек сокращает среду обитания очкового медведя.

Г) Человек сохраняет среду его обитания.

Очковый медведь живет преимущественно в горных лесах, но нередко появляется на открытых луговых склонах и даже в низменных саваннах и в зарослях кустарников. Живёт зверь в гнёздах, которые сооружает на деревьях. Это ночные и сумеречные животные, не впадающие в спячку (хотя они могут устраивать себе берлоги). Считается, что очковый медведь самый растительноядный во всем семействе. Он питается листьями, плодами, корнями, молодыми побегами. Иногда он залезает на высокие пальмы, ломает ветви, а затем поедает их на земле. Маленькие пальмы они просто вырывают с корнем. Очковые медведи имеют чрезвычайно сильные челюсти. В полупустынях очковые медведи едят кактусы и их плоды. Очковые медведи могут разрывать муравейники; относительно узкая морда и длинный язык позволяют очковым медведям проникнуть вглубь разрушенного жилища насекомых и покормиться ими.

ЗАДАНИЕ 4. Какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие - нет? Поставьте «√» в каждой строке.

Утверждения

Выбери

да

нет

Очковые медведи живут только в горных лесах

 

 

Очковые медведи самые хищные в семействе

 

 

В полупустынях очковые медведи едят кактусы и их плоды

 

 

Очковые медведи могут питаться муравьями

 

 

Очковые медведи ведут дневной образ жизни

 

 

Очковые медведи ведут дневной образ жизни

 

 

Человек и мир (III класс)

Содержательная область оценки: глобальные компетенции.

Компетентностная область оценки: умение работать с информацией, оценивать действия и их последствия.

Уровень: 1зад. – низкий , 2 зад. – высокий.

Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста).

Прочитайте текст и выполните задания 1-2

На прогулке ребята увидели, как на углу улицы остановился автомобиль и из открывшейся дверцы на тротуар полетел странный чёрно-белый клубочек. Это был щенок. Так владельцы автомобиля избавились от него. Дети подобрали щенка и сделали всё, чтобы помочь ему. Надя и Паша стали звонить родителям: не разрешат ли они забрать найдёныша домой. Мама Нади сразу согласилась. Так ребята спасли щенка, а он нашёл настоящих хозяев.

ЗАДАНИЕ 1.

Основываясь на информации текста, укажите, для чего дети подобрали щенка.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Когда в доме Нади появился щенок, девочка спросила маму: «А почему ты сразу разрешила мне принести домой выброшенного щенка? Ты даже не видела его. Он мог оказаться некрасивым, больным, мог просто не понравиться тебе».

ЗАДАНИЕ 2.

Предположите, какой ответ могла дать мама Маши (выскажите два предположения).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________