ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономер­ностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного разви­тия на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме пред­метного содержания образование вводится мегапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П.Ф.Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими уче­никами под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — сократическая беседа.

ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельно­сти личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым со­единяется с желанием делать добро др., с надеждой на положи­тельное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — со­средоточенность личности на собственных целях, мыслях и пере­живаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоиз­ма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и пере­живания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ — научная область, изуча­ющая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образо­вательных процессах и системах, выступающий как информаци­онный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В.А.Извозчиковым.

ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, по­зволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отли­чие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — об­щенаучный метод исследования, который заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осуществлямый в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживающий вли­яния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позво­ляет не только регистрировать выявляемые факты, но и через со­здание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления лично­сти, определять возможность оптимизации этого процесса) и др. Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения пед. проблемы; иссле­довательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирова­ние пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизво­димость пед. явлений и процессов.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внеш­ний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятель­ности к внешней, предметной.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.

МОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ -

направленность чувств и переживаний человека. Рассматривает­ся альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помо­щи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседни­ке); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета);

пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе ко­торой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стрем­ление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стрем­ление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет харак­тер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на чело­века путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средства­ми Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учи­теля.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душев­ные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает лю­дей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.

ЭПИСТОЛОГИЯ — философская наука о знании.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные пед. рабо­ты: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обу­чения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о при­личии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рож­дения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — не­обходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не до­пускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ре­бенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в разви­тии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отра­жающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются законо­мерности проявления морали в сознании, поведении, отношени­ях и деятельности педагога.

ЭТНОПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой яв­ляется народная педагогика, закономерности становления и раз­вития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наи­более действенным тогда, когда педагог не доводит идею до кон­ца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельно­му завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг дру­га в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реали­зации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученное к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.