ФАКТОР (от лат. factor — делающий, производящий) — при­чина, движущая сила к.-л. изменения, явления.

Факторы развития — система факторов, определяющих психичес­кое и поведенческое развитие ребенка. Основными Ф. р. выступа­ют биологические и социальные (среда и воспитание).

ФАКУЛЬТАТИВЫ — одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. Ф. проводятся по специальным программам, согласованным с программами обя­зательных предметов, организуются по выбору и желанию уча­щихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане.

ФАС(Ц)ИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от англ. facilitate - об­легчать) — повышение скорости или продуктивности деятельно­сти человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т.п.) др. человека (или группы лю­дей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Воз­никновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых за­дач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность от­носительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также за­висимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъек­та, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятель­ности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (по­давления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.

ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИЕ — явления, влияющие на продуктивность деятельности че­ловека и его психическое самочувствие: фасилитация (усиление энергии человека в присутствии др. людей); конформность (под­верженность групповому давлению и изменению своего поведе­ния под влиянием др. лиц, группы); групповая нормализация (фор­мирование усредненного стандарта-нормы); экстремизация (решение, принимаемое группой, — более рискованное, чем ре­шение, принимаемое индивидуально, феномен «сдвига к риску»);

подчинение авторитету (влияние меньшинства).

ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ («маугли», «дети джунглей») — люди, выросшие в изоляции от человеческого общества, среди живот­ных, в результате чего навсегда утратившие возможность достичь нормального психического, умственного развития. Появление таких людей ярко подтверждает соц. характер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ — трактовка сущности воспи­тания, его принципов и ценностей как взаимодействие общече­ловеческого, конкретно-исторического и национального компо­нентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО - научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных воп­росов, предлагает варианты их решения, к-рые могут сделать ус­пешной интеграцию сил общества с целью повышения культур­ного уровня народа.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — общая теория, рассматри­вающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносео­логии, антропологии как особую область социокультурной гума­нитарной практики, функционирующую на принципах сочетания

индивидуального и соц. в образовании, целостности, универсально­сти и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государствен­ных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н.П.Пищулиным и Ю.А.Огородниковым).

ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец Павел) (1882-1937) — религиозный мыслитель и ученый. Основные работы:

«Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспомина­ния прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценнос­ти Православия. Деятельность человека, не ограниченная выс­шими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. За­ложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравствен­ные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа:

«Только при родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к вла­сти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к лю­дям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитатель­ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Формы организации воспитательного процесса — формы, в рам­ках которых осуществляется воспитательный процесс; система целе­сообразной организации коллективной и индивидуальной деятель­ности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспи­тания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы организации обучения — внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, до­полнительные занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

ФРОНДЕРСТВО — одно их проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по су­щественным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние нарастающего внут­реннего напряжения, возникает при наличии реальных или мни­мых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разо­чарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целе­направленный пед. процесс. Ф. п. п. подразделяются на образова­тельные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических про­цессов и свойств личности, логических приемов, операций, суж­дений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой обществен­ных отношений и соц. приемлемого поведения).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — 1) законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий;

2) операции, действия субъекта управления, соответствующие ста­диям управленческого цикла. Ф. у. учебно-воспитательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на целевые, соци­ально-педагогические, организационно-педагогические, инструктив­но-методические, административно-хозяйственные.

ФУРКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимуще­ственным вниманием к определенной группе учебных предметов.