ФАКТОР (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила к.-л. изменения, явления.
Факторы развития — система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Основными Ф. р. выступают биологические и социальные (среда и воспитание).
ФАКУЛЬТАТИВЫ — одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. Ф. проводятся по специальным программам, согласованным с программами обязательных предметов, организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане.
ФАС(Ц)ИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от англ. facilitate - облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т.п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятельности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (подавления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.
ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — явления, влияющие на продуктивность деятельности человека и его психическое самочувствие: фасилитация (усиление энергии человека в присутствии др. людей); конформность (подверженность групповому давлению и изменению своего поведения под влиянием др. лиц, группы); групповая нормализация (формирование усредненного стандарта-нормы); экстремизация (решение, принимаемое группой, — более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально, феномен «сдвига к риску»);
подчинение авторитету (влияние меньшинства).
ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ («маугли», «дети джунглей») — люди, выросшие в изоляции от человеческого общества, среди животных, в результате чего навсегда утратившие возможность достичь нормального психического, умственного развития. Появление таких людей ярко подтверждает соц. характер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ — трактовка сущности воспитания, его принципов и ценностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО - научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопросов, предлагает варианты их решения, к-рые могут сделать успешной интеграцию сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — общая теория, рассматривающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики, функционирующую на принципах сочетания
индивидуального и соц. в образовании, целостности, универсальности и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государственных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н.П.Пищулиным и Ю.А.Огородниковым).
ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец Павел) (1882-1937) — религиозный мыслитель и ученый. Основные работы:
«Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценности Православия. Деятельность человека, не ограниченная высшими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. Заложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа:
«Только при родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.
ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Формы организации воспитательного процесса — формы, в рамках которых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).
Формы организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
ФРОНДЕРСТВО — одно их проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по существенным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.
ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный пед. процесс. Ф. п. п. подразделяются на образовательные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и соц. приемлемого поведения).
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — 1) законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий;
2) операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла. Ф. у. учебно-воспитательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на целевые, социально-педагогические, организационно-педагогические, инструктивно-методические, административно-хозяйственные.
ФУРКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов.