Немного истории...
Ассоциация Рогачёвских гимназистов представляет … От дней минувших к дням нынешним. Быть или не быть?! Кому на Руси жить хорошо?! Сколько десятков вопросов интересуют нас ежеминутно. А знаете ли Вы, как как появляются на земле гимназии? Эта удивительная история очень часто оживает среди экспонатов нашего музея. Итак, когда же на земле появились первые гимназии? Может, в давние-давние времена где-нибудь в Греции или в средневековой Европе?
Нет-нет! В древней Греции впервые появилось понятие «Гимназия». В Средневековой Европе гимназиями называли школы, дающие среднее образование. В XIX веке в России появились первые учебные заведения, дающие классическое образование. С середины XIX века таких заведений было всё больше и больше.
Вот тогда, в конце XIX века горожанкой Марией Васильевной Анисимовой было основано в Рогачёве учебное заведение частного типа.
Это был 1882 год.
В тот год нас было 20 и два педагога. Каждый год мы двигались вперёд. Росли численно, росли качественно.
1906 год. Более 100 учениц и пансион преобразован в четырёхклассную прогимназию. В Рогачевской гимназии обучались девочки из Жлобина, Быхова, Чечерска, деревень Рогачевского уезда и самого города. Ученицы жили у родителей и родственников или у знакомых.
В гимназию девочки принимались на основе заявления родителей, учеба была платной.
1909 год. Более 150 учениц и уже гимназия.
Ежегодно ученицы гимназии должны были сдавать переводные экзамены, по окончании гимназии – выпускные. Насколько успешно учились гимназистки можно судить по результатам сводной ведомости успеваемости за 1910г. Процент успеваемости по классам был достаточно высоким. В 7 выпускном классе 6 учениц из 33-х были награждены золотыми медалями, 1- серебряной.
1913 год. Открывается восьмой педагогический класс.
Страницы истории повествуют о том, что не все девушки успешно сдавали экзамены по предметам. Некоторые из них сдавали экзамены после переподготовки со второго и третьего раза. Многие родители писали прошение о том, чтобы их дочь освободили от изучения второго иностранного языка «в связи со слабостью здоровья». По прошению родителей был открыт 8-й дополнительный педагогический класс, окончание которого давало возможность девушкам работать домашними учительницами.
1915 год. Гимназия получает статус государственной. В стенах гимназии насчитывалось Учебных пособий — 8 карт, имелся 1 глобус, 12 геометрических фигур, 5 досок. Сочинения гимназистками писались по произведениям Гоголя, Пушкина, Аксакова и других русских писателей-классиков, белорусский язык не изучался вовсе. Классная дама, в дореволюционной России надзирательница, назначавшаяся в помощь начальнику женской гимназии или прогимназии. Должность была введена по Положению 1870; соответствовала должности классного наставника.
Классная дама со свидетельством на звание домашней наставницы, или домашней учительницы, имела право преподавать один из предметов в женских прогимназиях или 3 низших классах женских гимназий.
После Реформы 1881 года меняется цель гимназии, содержание образования, а также обращается пристальное внимание на единство обучения и воспитания. Трудность программ, «Правила об испытаниях», «Правила для учеников гимназий и прогимназий» были призваны обеспечить негласный контроль за учеником, не оставляя ему свободного времени на увлечения социальными идеями.
1918 год. Нас было 600 и 34 педагога. Среди них классные надзирательницы. Среди 600 выпускниц отличниц было немного. Но были. В экспозиции представлен золотой аттестат Алтабаевой. В гимназии работали лучшие преподаватели. Викторова Мария Федоровна, Ржецкая Юлия Константиновна, закончившая Минскую женскую гимназию, Останькович Анна Михайловна закончила Гомельскую женскую гимназию, имела звание сестры Милосердия, командирована в лазареты действующей армии
Громыко Лидия Петровна, закончила Мариинскую женскую гимназию в 1909г., заведовала библиотекой, сестра Милосердия
Ландшевская Лидия Николаевна, являлась руководителем музыкально-драматического кружка гимназии, Сцепуро Елена Матвеевна (жена директора учительской семинарии).
Воспитанию уделялось самое большое внимание. Всё здесь было вдохновенно. Танцам, музыке манерам тут учили юных дам. Домоводство изучали, Закон Божий постигали и учили языкам.
Гимназическое образование было в цене, да денег стоило немалых. А гимназисток среди богатых не было. Поэтому очень важная роль отводилась попечительскому совету. Ремонт здания, съем квартир для гимназисток, стипендии, библиотека- это была забота попечительского совета гимназии. Самые уважаемые люди города были его членами.
Поведение, успеваемость, дополнительные занятия, организация досуга- всё это входило в обязанности классных дам.
Мы активно участвовали в жизни города. Ни одно значимое событие не обходилось без нашего участия. Все городские концерты украшали таланты гимназии.
Тридцать пять лет руководила этим учреждением Анисимова, но в 1918 году гимназию закрыли.
Причиной стала революция, сделавшая всех равными. Выпускницы гимназии Мария Алтабаева, Ксения Родкевич, Анна Ларина (Сергеенко), Коновальчик Анна работали уже в годы Советской власти учительницами в нашем районе и городе.
А в 1999 году она возрождена вновь. Но это была уже другая гимназия. Мы, нынешнее поколение гимназистов, чтим и развиваем традиции классической гимназии.
Мы празднуем свой День Рождения 28 сентября, в день, когда царь Николай 2 подписал рескрипт о преобразовании гимназии в государственную.
Наш музей — это символ связи поколений. А наш герб, гимн, штандарт – это символы нашего почитания традиций. Движение вперёд начали с 1999 года.
Они были первые – эти 219 гимназистов. Они были первыми – эти 36 педагогов. С тех пор сделали ___ гимназических выпусков.
96% наших учеников – студенты учреждений высшего образования.
Мы строим свою планету. Планету Гимназию. Свои собственные праздники и ритуалы: День гимназии и посвящение в гимназисты, фестивали, конкурсы. Свой экономический строй — своими руками. Новый виток развития- новые успехи и достижения. «Школа юного инженера» при Гомельском Техническом университете. Возможность получить музыкальное образование. В 2006 году мы стали проводить Фестиваль юных исследователей «КоллегиУМ». Наши гимназисты являются призёрами областных и районных олимпиад, а также участниками республиканских. Мы – активные участники и победители научно-практических конференций. Учащиеся третьих классов дважды становились победителями областного конкурса «ДетКИ». Мы гордимся гимназистами — стипендиатами специального фонда по поддержке одарённой и талантливой молодёжи. Наш образцовый театр «ВитаМИМ» — это творческое достижение и гордость гимназии. Спектакли театра занимают 1-е места на областных смотрах-конкурсах в Гомеле. Мы стали лауреатами в Международном Фестивале театрального творчества в Москве. Мы играли в Курской области, в Минске.
Как победители республиканских конкурсов «Энергомарафон», «Играют дети, играем мы!», «Лето-пора спортивная» мы приглашались в республиканский детский оздоровительный центр «Зубрёнок» на тематические смены.
Гимназисты – участники творческих площадок на республиканских Днях письменности и декадах дополнительного образования.
Мы — активные участники социальных и патриотических акций. Более 20 лет гимназисты — партнёры городской организации общественного объединения «Белорусская Ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма».
Мы всем сердцем и душой много знать стремимся.
Этими словами не зря начинается наш гимн.
Сегодня нашим девизом являются слова Сократа «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
И век XXI готов интерпретировать в слоган «Единство всех и уникальность каждого».