ЛЕВОРУКОСТЬ (левшество) — функциональное преоблада­ние левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, с детства приученный пользоваться правой рукой, в непривыч­ных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амби-декстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, тре­бующее обязательного исправления. Однако леворукие (левши) в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисова­ние), нормально проходят все стадии физического и психическо­го развития и являются абсолютно полноценными личностями. Пе­реучивание левшей нецелесообразно и вредно, это приводит к психическим травмам и неврозам, а также нарушениям речи, в частности заиканию.

ЛЕКЦИЯ — метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ — продолжительное устное изложение (45—50 мин) учебного материала в сочетании с приемами акти­визации познавательной деятельности учащихся (запись основ­ной мысли, конспектирование, составление схематической мо­дели излагаемого материала и др.).

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семей­ное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию фи­зического воспитания, принципом к-рой является единство фи­зического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического .воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подго­товки кадров по физическому образованию. Внес вклад в разви­тие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типоло­гию детей.

ЛЖИВОСТЬ — сознательное искажение действительности ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружающих или стремления избежать нежелательных последствий. Став привычной формой поведения, Л. закрепляется и превращается в качество личности. Дифференциация детской Л. и оценка ее конк­ретных проявлений возможны при условии правильного понима­ния мотивов и причин этого явления.

ЛИБИДО (от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремле­ние) — одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или — в более общем плане — вле­чение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К.Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудно­стей в жизни человека.

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий) — член группы с наивыс­шим статусом, за к-рым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Л. бывает формальным (официально назначенным, узаконенным юридически) и неформальным (ре­ально признаваемым коллективом). В процессе формирования дет­ского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положе­ния, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

ЛИДЕРСТВО — система соц.-психол, явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его отношением с членами группы.

ЛИЦЕЙ — тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем (ликей). В настоящее время — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, обеспечи­вающего непрерывность среднего и высшего образования. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (техни­ческий, биолого-химический и т. п.), дает повышенную подго­товку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприят­ные условия для развития творческого потенциала.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕ­НИЯ — процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению ли­цензии на осуществление образовательной деятельности в соот­ветствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного само­управления с целью проведения государственной политики в об­ласти образования и регулирования условий осуществления обра­зовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функ­ционирования и развития образовательных учреждений различ­ных организационно-правовых форм.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) — индивидуальный под­ход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осо­знании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулиру­ющих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формиру­ется во взаимодействии с окружающим миром, системой обществен­ных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гума­низацией учебно-воспитательного процесса становится активно ис­пользуемой категорией и в педагогике. Существуют различные клас­сификации личности, знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующий типы — типы личности, отлича­ющиеся доминированием мыслительного, рационального нача­ла или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М. т. л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о спра­ведливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют само­обладание. Представители Ч. т. л. отличаются повышенной чув­ствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удоволь­ствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близ­ко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип — тип личности, склонный устранять при­чины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохис­ты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокрити­кой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт — интраверт — типы личности, противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интраверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям.

Экстернальность — интернальность (от лат. extemus — внешний, interims — внутренний) — см. Локус контроля. Эктоморфный — эндоморфный типы — морфологические типы людей, особенности которых определяются телосложением челове­ка (по классификации В.Шелдона). Эктоморфный тип свойствен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной сис­темой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движе­ний, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытность чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойствен полным людям, которые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувствен­ным удовольствиям.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ - личность, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более пол­ному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в системе личностно-ориентированной, гуманистической системе воспитания.

ЛОГОПЕДИЯ — отрасль психологии и педагогики, изучаю­щая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

ЛОГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

ЛОКК Джон (1632—1704) — англ. философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Счи­тал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Л., является форми­рование добропорядочного делового человека — «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место Л. отво­дил нравственному воспитанию, главной задачей которого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физиче­ских наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ре­бенка проявить послушание. Программу образования Л. строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: род­ной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, исто­рия и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Л. включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Л. разрабатывал и методи­ческие вопросы, призывал не превращать учение в скучную обя­занность, писал о поощрении детской любознательности и раз­витии логического мышления. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII—XIX вв.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — склонность человека приписывать от­ветственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л. к.) либо собственным способ­ностям и усилиям (интернальный Л. к.). Л. к. (понятие предложено амер. психологом Д. Роттером) является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для оп­ределения Л. к. создан вопросник, разработан также комплекс ме­тодик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и др. личностными характеристиками. Показано, что люди, обладаю­щие внутренним Л. к., уверены в себе, настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, об­щительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внеш­нему Л. к., напротив, сопутствует таким чертам, как неуверен­ность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Для пед. деятельности наиболее ценен внутренний Л. к. Воспита­тель, склонный верить в могущество своих усилий, более ориен­тирован на совместное творчество с учащимися, чем его не уве­ренный в своих способностях коллега.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руковод­ство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя россий­ская история», «О сохранении и размножении российского наро­да», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, к-рая совершенствует человека в ум­ственном и нравственном отношениях. Был инициатором разно­образных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский уни­верситет в Москве. Впервые в России разработал пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сто­ронником бессословной системы образования вплоть до универ­ситета. Отстаивал идею светскости образования и получения мо­лодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естествен­нонаучного и реального образования. В его методах обучения вы­деляются элементы политехнического образования. Являлся сто­ронником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, по­становке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность,

доступность, развитие активности и самостоятельности учени­ка. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебни­ков — первую грамматику на русском языке, руководство к рито­рике, первые основания горной науки и др.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - дол­гота) — длительное и систематическое наблюдение в ходе учеб­но-воспитательного процесса одних и тех же пед. явлений, позво­ляющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

ЛЮБОВЬ — напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включаю­щее в себя два аспекта: психологический и физический {сексуаль­ный}. Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темперамен­том, самосознанием личности, играет большую роль в ее фор­мировании, становлении. Обнаружено, что Л. между людьми по­ложительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в Л. приводят к ухуд­шению соматического и психического состояний. Воспитание спо­собности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

Любовь к детям — 1) положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного на­чала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопреде­лению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений; 2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего пед. деятельность.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

ЛЮБОПЫТСТВО — ситуативный интерес к чему-либо.