НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — способность человека концентри­ровать внимание на том или ином объекте, замечать и восприни­мать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.

НАВЫК — действие, доведенное до автоматизма; формирует­ся путем многократного повторения. В процессе обучения необхо­димо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредмет­ного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.п.

НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА - устойчивость результа­тов эксперимента при его многократном проведении.

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно-воле­вому контролю и формально-логическому осмыслению уровень пси­хической активности личности при решении творческих задач, про­блем, ситуаций. К.С.Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап твор­ческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бес­сознательного. В дальнейшем П.В.Симонов интерпретировал сверх­сознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, понятие о Н. позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное — неосознавание того, что уже отражено в психике, подсознательное — не поддающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.

НАМЕРЕНИЕ — стойкая мысль о возможности-или неообхо-димости выполнять определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчи­вых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориенти­рующих поведение и деятельность личности. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, з к-рых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспи­тания. Обычно выделяют мировоззренческую (общественно-полити­ческую), профессиональную, бытовую направленность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - стремление лич­ности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодо­левать препятствия и трудности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в отдель­ных пед. ситуациях, определяет его восприятие и логику поведе­ния, весь облик человека.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состоя­ние, вызванное экстремальными для данной личности фактора­ми и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает как раз такую атмосферу, в к-рой напряженность испытывают все уча­стники пед.^процесса.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — волевое качество личности, направлен­ное на то, чтобы неуклонно, решительно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.

НАСТРОЕНИЕ — устойчивое, относительно длительное эмо­циональное состояние человека, влияющее на его психические процессы, на всю деятельность, в частности усвоение учебного материала. Умение контролировать свое Н. является профессио­нально значимой способностью учителя и выступает в качестве одной из задач воспитания и самовоспитания.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индизиду-ального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихоло­гии в работах амер. психолога Э.Л.Торндайка и др. Иногда Н. пони­мается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познаватель­ными мотивами, тем, что путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его за­крепление протекает неосознанно.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действи­ях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям ок­ружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с осо­бенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.

Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. И. может выступать непосред­ственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружа­ющими.

НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ — та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА - особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений пе­дагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.

НРАВСТВЕННОСТЬ — 1) особая форма общественного со­знания и вид общественных отношений, один из основных спо­собов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. 8 отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, спра­ведливости и т. д.; 2) система внутренних прав человека, основан­ная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочуствия, готовности прийти на помощь.