Рационализация — объяснение собственных поступков более бла­говидными, соц. одобряемыми (нежели на самом деле) мотиви­ровками с целью обеспечения душевного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, предотвращения нежелатель­ных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Воспитан­ники в пед. взаимодействии нередко прибегают к такому способу психол, защиты.

Реакция избегания — тенденция бежать от фрустрирующей си­туации, когда порог толерантности к фрустрации оказывается пре­взойден. Рассматривается как отрицательное проявление, поскольку отказ решать проблему ведет к еще большему осложнению ситуа­ции. Слабоуспевающие дети, не уверенные в себе, нередко пыта­ются таким образом решать возникающие у них проблемы.

Регрессия — психол, защита, состоящая в переходе к более ран­ним, элементарным формам поведения, связанным с детством, которые в прошлом оказывались успешными. Инфантильность в по­ведении и в отношениях — яркий феномен Р.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изме­нения личности в результате ее социализации. Обладая природ­ными анатомо-физиологическими предпосылками к становле­нию личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса спо­собности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действи­тельностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в дея­тельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у лич­ности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т. д.

Развитие профессиональное — рост, становление профессиональ­но значимых личностных качеств и способностей, профессиональ­ных знаний и умений, активное качественное преобразование лич­ностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой са­мореализации в профессии.

Развитие умственное — сложная динамическая система коли­чественных и качественных изменений, происходящих в интел­лектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим услови­ям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенно­стям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, сво­бодное оперирование ими в процессах мышления, обеспечива­ющих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностиче­ских испытаний с помощью специальных методик.

РАНЖИРОВАНИЕ — расположение в определенной последо­вательности (убывания или нарастания) показателей, зафикси­рованных в ходе пед. исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ — план школьных занятий учащихся в течение недели.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — см. Защита психологическая.

РЕГРЕССИЯ — см. Защита психологическая.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - измене­ния в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, долж­ны соответствовать государственным стандартам.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабление или резкое сниже­ние мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релак­сация м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, напр. аутогенной терапии. Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (соц.) — необходимая повторная соци­ализация личности в новых изменившихся соц. условиях и обсто­ятельствах.

РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent — отвечающий)— участ­ник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от ха­рактера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуе­мого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

РЕФЕРАТ — (от лат. referre — докладывать, сообщать) — крат­кое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;

раскрытие состояния к.-л. проблемы на основе обзорного сопос­тавления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся ре­ферированию необходимо уже в средних классах школы.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА (от лат. referenc — сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели де­ятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными уста­новками. Следует формировать у подрастающего поколения ус­тойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенство­вать способность противостоять им.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ — человек, чьи личностные свой­ства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осозна­ние того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное про­изведение. В процессе рецензирования работы определяется акту­альность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

РИСКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионально­го труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономического и психол, явления, а также общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-19)9) — философ, пи­сатель, педагог, литературный критик. Философско-пед. работы:

«Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свы­ше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литера­туре, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образова­ния, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индиви­дуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Вос­питание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского об­щества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной ци­вилизации, христианского спиритуализма и точных внешних по­знаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государствен­ных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психо­логию термин понимание.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (от фр. — role) — соц. функция лично­сти; соответствующий принятым нормам способ поведения лю­дей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в систе­ме межличностных отношений.

РОЛЬ ПОЛОВАЯ — система предписаний, модель мужского или женского поведения, которую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ -деятельность по координации усилий пед. коллектива, направлен­ных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол, состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирова­ние положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной дея­тельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) - фр. философ-демократ, ос­нователь теории свободного воспитания. Основные работы: «Спо­собствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагае­мой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосооб-разное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом че­ловека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходимость подчи­няться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесен­ный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возрастная перио­дизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспитываться дома.