ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пере­ходе к следующему шагу.

ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ - школа, в к-рой из-за не­достаточного количества детей создаются разновозрастные, с ма­лой наполняемостью (по 2—3 человека в каждом) классы и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учеб­ным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сельской местности.

ШКОЛЫ ВОСКРЕСНЫЕ — общеобразовательные, профес­сиональные или религиозные школы, обучение в которых проводи­лось по воскресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремеслен­ников. В настоящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родите­лей осваивают основы того или иного вероучения.

ШКОЛЫ-КОММУНЫ — 1) учебно-воспитательные заведе­ния, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разра­ботки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при шко­лах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитан­ники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образо­вательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонаруши­телей, которые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с про­изводительным трудом.

ШКОЛА ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ — школа, в к-рой админист­ративное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. пре­доставляет учащимся возможности для их индивидуального само­совершенствования при условии соблюдения правил коллектив­ной жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являются строгое соблюдение Устава школы, основанного на де­мократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоя­тельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

ШКОЛА КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРО­СТРАНСТВО — образовательное пространство, в к-ром культи­вируется личностный и профессиональный рост пед. и управлен­ческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА - школа, в к-рой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются иннова­ции во всех направлениях деятельности.

ШКОЛА КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА - шко­ла, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуще­ствляются, но носят эпизодический характер.

ШКОЛА РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - направление в рус­ской педагогике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было представлено К.Д.Ушинским, Н.М.Карамзиным, И.И.Мар­тыновым, И.В.Киреевским, И.М.Ястребцовым и др. Их выступ­ления, особенно идеи о народности воспитания К.Д.Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали нацио­нальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В.Н.Сорока-Росинский (1882—1960) при организации рус­ской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов ме­няющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением бли­жайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрож­дение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные тра­диции русского народа.

ШКОЛА ТРУДА— направление в педагогике, сочетающее все­стороннее воспитание детей с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными фор­мами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социа­лизма (Т. Мор, Т.Кампанелла), которые в своих проектах органи­зации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало тре­бование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и об­разовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Я.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). УД.Дъюи труд составлял системообразую­щий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Пред­ставители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работ­ника, способного быстро менять виды деятельности, самостоя­тельно принимать решения, заниматься самообразованием. Од­ним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Совет­ская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

ШКОЛА УЧЕБЫ — направление в педагогике, сложившееся в XVIII—XIX вв. Основывается на детальной регламентации учеб­ного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к раз­витию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориентирована на знания, умения, навыки. Базируется на прин­ципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем ме­тодического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя.