Тема: Технология визуализации: от теории к практике
Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов технологии визуализации для повышения качества усвоения учебного материала учащимися начальных классов
Задачи: показать современные приемы визуализации, обеспечивающие наглядное обучение на уроках в начальной школе, создать условия для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов
Форма проведения: интерактивное взаимодействие
Время проведения: 45 минут
Ход мастер – класса
I. Организационный этап
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе.
- У каждого из вас в руках оказался конверт, который определил группу для работы на мастер-классе.
- Чтобы работа прошла успешно, давайте установим правила нашего взаимодействия:
знак «вопроса» – необходима помощь, чтобы разобраться.
Правила взаимодействия установлены. Мы начинаем!
II. Основной этап
- «Век живи – век учись» - эта мудрая, всем известная пословица никогда, кажется, не была так актуальна, как сейчас. Раньше жизнь была более стабильной. Сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии, возможность работать удаленно.
- Выбор темы мастер-класса не случаен. На сегодняшний день нельзя найти такой сферы человеческой деятельности, в которой отсутствовала бы визуальная составляющая. Использование визуального материала является важным аспектом в образовательном процессе.
- Предлагаем ознакомиться с планом проведения мастер-класса, который представлен техникой «Скрайбинг».
- Сегодня мы сделаем четыре шага вперед и перешагнем от теории к практике.
- Делаем первый шаг. Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня.
Тема нашего мастер - класса: «Технология визуализации: от теории к практике».
Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов технологии визуализации для повышения качества усвоения учебного материала учащимися начальных классов
Задачи: показать современные приемы визуализации, обеспечивающие наглядное обучение на уроках в начальной школе, создать условия для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов
- Делаем второй шаг: Мои ожидания.
- На стикерах напишите ответ на вопрос «Чего я ожидаю от мастер-класса?»
(Участники отвечают на вопрос и записываю на стикерах-стрелках. Приклеивают стикеры к изображению и зачитывают ответ)
- Ваши ожидания схожи – вы все хотите глубже познакомиться с приемами визуализации и их применением на уроках.
- Надеемся, что сегодня вы откроете для себя что-то новое и получите массу положительных эмоций.
- Делаем третий шаг.
- Познакомимся с понятием «визуализация» и ответим на вопросы: «что такое визуализация», «какие есть приемы визуализации» и «как использовать эти приемы на уроках».
- Перед вами еще одна из техник визуализации «Облако слов».
- Рассмотрите его и ответьте на следующие вопросы.
- С какого языка пришло к нам слово «визуализация»? (Латинского)
- Что оно означает? (Воспринимаемый зрительно, наглядный)
- Кто впервые предложил термин «визуализация информации»? (Впервые был предложен в работе американских исследователей Робертсона, Гарда и Макинлея)
- Укажите время этого события. (В конце 80-х годов прошлого века)
- Назовите имена российских авторов, предложивших термин «технология визуализации учебной информации» (Лаврентьев Геннадий Васильевич и Лаврентьева Наталья Борисовна)
- Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с целью их максимального понимания.
- Известно, что современных детей называют «Поколением Z» (Зумеры), с присущим им «клиповым мышлением». Современный портрет поколения Z имеет следующие характерные черты. (Прием «Гексагон»)
- Перед учителем встает вопрос: Как учить поколение Z?
- Наша задача состоит в том, чтобы сделать информацию более доступной.
- Каким образом мы можем это сделать?
- Уже издаются книги в комиксах по алгебре, физике, истории и химии, автором которых является американский профессор, математик, карикатурист Ларри Гоник.
- Чтобы заинтересовать современных школьников, важно прибегать к интересным, современным технологиям обучения.
- С поставленными задачами успешно справляется технология визуализации, которая помогает не только работать с информацией, но и демонстрировать идеи и выстраивать коммуникацию.
- Техник визуализации очень много. Остановимся на некоторых из них более подробно.
- Вашему вниманию представлен кластер (одна из техник визуализации), на котором перечислены технологии визуального представления информации. Предлагаем поработать в группах.
- В конвертах вы найдете значение некоторых техник визуализации. Ваша задача – определить, о какой технике идет речь и соотнести с названием техники на кластере и наглядным примером.
Интеллект-карта – это графический способ представления информации с помощью схем.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Скрайбинг – процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором их отрисовка происходит в процессе донесения информации.
Таймлайн – временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
Лэпбук – книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Кроссе́нс – ассоциативная цепочка, замкнутая в поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.
Гексагон – шестиугольники, в которых представлены знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников присоединяется к другому благодаря понятийным связям.
Облако слов – визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п.
QR-код (кьюар-код) – двухмерный штрихкод, который является уникальным носителем информации и позволяет быстро ее получить с помощью камеры на мобильном телефоне.
Скетчноутинг – иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
- Какие техники вам показались похожими? (скрайбинг и скетчноутинг)
- Как думаете, скрайбинг и скетчноутинг – это одно и то же?
- Скрайбинг и скетчноутинг – техники похожие. И то и другое – точная и наглядная передача смыслов в виде слов и рисунков.
- Различны они тем, что при использовании скрайбинга
- рисуют на большом листе бумаги или доске
- используют в профессиональной среде
- фиксация идей происходит в реальном времени (во время урока, лекции, объясняя содержание прочитанной книги идр.)
- процесс зрелищный, требующий зрителя
- При использовании скетчноутинга
- рисуют в обычном блокноте или тетради
- используют в основном для личных заметок
- конспектирование делается для себя
III. Практическая часть
- Делаем 4 шаг.
- Переходим к практической части нашего мастер-класса.
- Название вашей группы – это название техники, над которой вы будете работать.
- У каждой группы на столе лежит лист желтого цвета. Там содержится информация о данном методе. В течение 3 минут вам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и определить, в чем заключается суть метода.
(Ознакомление) - Если справились раньше – дайте сигнал.
После ознакомления:
- Если есть вопросы – поднимите сигнальную карточку.
- Задача каждой группы, применив данный метод визуализации, создать продукт на заданную тему.
- Время выполнения 10 минут.
(Выполнение работы)
- А теперь проверим.
(Защита работ) - Начинаем защиту работ.
- Назовите методический прием, который вы применяли и тему работы.
IV. Заключительный этап. Рефлексия
- Подведем итоги.
- Сейчас нам хотелось бы узнать, принёс ли вам практическую пользу мастер-класс.
- На доске поляна с цветами, на которых написаны методы визуализации.
- Прикрепите листок к цветку с название того метода, который вам показался наиболее эффективным, интересным и который вы будете применять на своих уроках, способствуя формированию функциональной грамотности учащихся. Можно выбрать не один метод.
- Оправдались ли ваши ожидания? Вы хотели глубже познакомиться с приемами визуализации и их применением на практике. Если «ДА» - поднимите «лайк».
- Какую бы технологию мы не выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание – это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас.
- Благодарим вас за внимание, активность и желаем всем здоровья, мира и профессионального оптимизма!