ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — осмысление сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - конкретизированные или более частные цели пед. исследования.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.
ЗАКОН ВОСПИТАНИЯ (как общественного явления) — закон, который проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением соц. опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА -объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО НАУКЕ - новая руководящая должность в школе. В обязанности 3. д. ш. п. н. входит формирование у педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, научного мышления и умений; разработка перспектив развития школьных экспериментов; контроль за работой школьных кафедр; осуществление межкафедральных связей и контактов с научными работниками из научно-исследовательских учреждений, лабораторий и вузов. 3. д. ш. п. н. должен иметь высокую квалификацию, владеть теоретическими знаниями по педагогике, психологии, методологии науки, культурологии, философии образования и т.п. и технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем.
ЗАМЕЩЕНИЕ — см. Защита психологическая.
Замещение — защитный психол, механизм личности. Напр., агрессивные импульсы адресуются не тому, кто является источником напряженной ситуации, а более безопасному объекту. Это снимает напряжение, вызванное недостижимостью адекватного ответа. Помимо данной формы проявления защиты — путем замещения объекта — в психоанализе выделена и др. форма защита — путем замещения потребности.
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ — черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
ЗАТРУДНЕНИЯ — перерыв в деятельности, наступающий в связи с к.-л. психол, преградой или помехой. Могут возникать как по объективным причинам (напр., педагог в силу недостаточной профессиональной компетентности не знает, как работать с неуспевающими, как найти подход к трудному ученику), так и по субъективным (из-за стресса, усталости учитель может оказаться не способным учесть состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психол, комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.
ЗДОРОВЬЕ — состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и соц. категорию, т. е. 3. — это состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия. 3. является личной и общественной ценностью. Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного 3. занимается новая отрасль знания, получившая название валеология — наука о здоровье.
ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) — православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а следовательно, не будет и пед. мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.
ЗНАНИЕ (в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью
ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ — человек, являющийся авторитетом или имеющий значение для данного субъекта общения и деятельности (по Г.Салливану).
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. б. р. (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Развивающее обучение ориентировано на 3. б. р.